Во второй день июля 2020 года состоялось торжественное награждение победителей VII Международного конкурса сочинений «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?». Организаторами конкурса выступили Социально-гуманитарный институт и Институт культуры Донецкого национального технического университета от имени всего ДонНТУ.
Конкурс должен был способствовать пониманию обществом истинного значения Культуры как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии — всего священного, познавательного и прекрасного. Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях — все это должно быть осознано людьми и защищено от гибельного забвения. Организаторы конкурса призвали защитить Прекрасное в жизни, помочь молодому поколению осознать Красоту, учить детей культуре мышления, ибо научить красиво мыслить детей — значит спасти от тьмы разрушения наше достояние, Культуру, спасти наше будущее.
После подведения итогов конкурса были определены 9 победителей в 3 возрастных группахю. Памятные дипломы и ценные подарки вручил тем победителям, которые смогли присутствовать на церемонии, ректор ДонНТУ А. Я. Аноприенко. Событие завершилось речью члена Национального рериховского комитета, руководителя Института культуры ДонНТУ С. Г. Джуры, в которой он осветил тревожную ситуацию с современным пониманием культуры, в том числе в свете последней волны сноса памятников, которая охватила цивилизованный мир.
Еще 70 лет назад были первые попытки организовать конкурс под этим наименованием. Так, в своем письме от 21.12.1950 г. американским сотрудникам Е. И. Рерих писала: «Конечно, объявление конкурса в школах на сочинение на тему «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?» – прекрасная мысль, и следует осуществить ее, хотя время сейчас такое, что многое может помешать провести это благое начинание в ближайшем будущем. Но, во всяком случае, мысль эту надо лелеять, и где-то она сможет быть проведена». И вот, этот конкурс 7-й раз проходит в современном пространстве Евразии. В присланных в этом году работах можно обнаружить такие размышления детей о значении культуры.
«Именно благодаря культуре и культурному наследию многим народам удавалось сохранить собственную самобытность. Разрушительная сила войн сметала сёла и города, но при этом традиции продолжали жить и помогали людям адаптироваться к новой реальности…
С историческими памятниками связаны многовековые события, они хранят в себе историю и настроения людей того времени. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает его сердце к поиску истины. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями».
Никита Леонов, 15 лет, ученик гимназии № 40 г. Барнаула
«Каждый из нас понимает, что пути к совершенству невозможны без памяти о нашей Культуре. Наши стремления должны быть направлены на то, чтобы каждый создавал «культурную память», охранял ее и передавал по наследству молодому поколению. Как говорил известный русский художник, философ, писатель и общественный деятель Николай Рерих, «там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем»…
Я думаю, вы согласитесь со мной, что «культурная память» — это не только памятники архитектуры или произведения великих композиторов, художников, писателей, это — душа народа. А ведь мы знаем: душа бессмертна… К сожалению, многие люди считают, что, избавляясь от прошлого, можно быстрее построить прекрасное будущее. Вот и шагает сейчас по Украине так называемый «ленинопад». А правильно ли это? Разрушение культурных памятников смело можно назвать вандализмом. Я считаю, что убивая прошлое, стирая его с лица земли, мы приносим вред только себе. Нельзя вычеркнуть то, что хранится в сердцах многих людей…»
Родион Тудоровский, ученик 11-А класса гимназии № 6 г. Донецка
«Наша культура – это наша путеводная звезда, наша Большая Медведица, наша Альфа и Омега. Это тот священный Грааль, который мы должны беречь и нести через тысячелетия нашей истории…
Культура как неразрывная связь поколений, как вечная память сердца народа, нашего сердца… Культура – вот настоящее сокровище!..
Моя мама мне говорила: «Когда не знаешь, как поступить, подумай, будет ли это красиво?» Какой красивый совет! Ведь Красота – это мерило гармонии, чистоты, истины…
Джером Дэвид Сэлинджер в своей повести «Над пропастью во ржи» писал о потерянном поколении Америки. Это пришло и к нам. Мы тоже многое потеряли. Самое страшное, что потеряли и те, кто и приобрести не успел. Эти люди даже не знают, что им чего-то не хватает…
Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры? Я бы спросила: «Для кого?». Для детей! Взрослые должны оставить детям лучший мир. Мы все должны сделать мир лучше, чем он был до нас».
Екатерина Власова, учащаяся 9-Г класса лицея «Коллеж» г. Донецка
«… наилучшим выражением культуры является искусство: оно ярче, глубже и всесторонне отражает жизнь народа, притом не только внешнюю, показную сторону этой жизни, но и ее внутренний смысл, ее затаенное значение, вскрывая самые заветные мысли, чувства и чаяния великой народной души. Поэтому искусство — самый желанный, самый благоуханный цветок культуры. Но, как всякий цветок, оно по самой природе хрупко, и потому-то с давних пор уже усилия человечества направлены к тому, чтобы всеми способами оберегать его, старательно собирая даже опавшие от невзгод лепестки его…
… каждая страна должна охранять сокровища своей культуры, внося свой вклад в общее дело — сохранение и преумножение мировой культуры. Все это связанно с историей, каждая страна обязана охранять свою культуру. Потому что без истории нет прошлого, а без прошлого нет настоящего. Культура — самое ценное, что есть у народа, и её надо беречь.
Закончить своё сочинение я хочу словами Н.К. Рериха: “Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего”».
Валерия Гаврилюк, ученица 8 класса Шахтерской школы № 11
Сочинения победителей:
- Баранов Никита, «Школа № 54 г. Донецк».
- Власова Екатерина, «Коллеж», г. Донецк.
- Гаврилюк Валерия, «Шахтерская основная школа № 11».
- Генералов Никита, МОУ «Школа № 88 г. Донецк».
- Данильченко Анна, «Школа № 147 г. Донецк».
- Леонов Никита, МБОУ «Гимназия № 40» г. Барнаул.
- Олейник Валерия, МОУ «Школа № 5 г. Дебальцево».
- Райков Илья, «Общеобразовательная школа № 44 г. Енакиево».
- Рыченков Даниил, «Школа № 25» МОУ г. Горловка.
- Тудоровский Родион, МОУ «Гимназия № 6 г. Донецк».
Источник: http://donntu.org/news/id202007030935
Весь пафос моего выступления направлен на благодарность Вам, дорогие Учителя, и, конечно родителям! Вы — главные люди в этом мире! На Вас земля держится! В Ваших глазах отражается небо. Небо Большого Русского Мира.
Начну из далека, со слов Булата Шалвовича Окуджавы:
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
В США и Украине сносят памятники — это знак неуважения к истории и в целом признак а культурности, признак цивилизованного дикаря: который имеет большой потенциал, но для чего он — ему не ведомо.
Мы находимся в состоянии войны, некоторые считают, что это не объявленная 3-я мировая: Предыдущие по мнению Отто фон Бисмарка: <Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники>, т. е. те люди, которые заняты делом формирования личностей в новых поколениях.
Павел Флоренский говорил, что работа учителя сродни работе священника: Это служение:
Еще несколько знаковых аргументов в пользу сегодняшнего события в области культурной деятельности университета. Здесь сразу вспоминается работа Ортега-и-Гассета <Миссия университета>, где он выделяет три миссии:
1. Культурная.
2. Передача профессии.
3. Научная.
Эти миссии сегодня отражены в образовательных стандартах как РФ, так и ДНР, где есть:
1. Общекультурные компетенции.
2. Общетехнические компетенции.
3. Технические компетенции.
Главным тезисом наших оппонентов является тот факт, что мол нужно развивать экономику, а культуры подождет: Мы когда-то даже опубликовали статью <О бедной культуре замолвите слово>: Так вот современные исследования с области экономики говорят о том, что <Экономика — это производная от мировоззрения>, а мировоззрение и есть прерогатива культуры.
И в завершение еще один исторический факт из истории наших оппонентов. Существует такая притча. Во время Отечественной войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил: — А где же затраты на культуру? — Так война же идёт! Какая культура? — Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем?
То что древняя, мистическая война за смыслы продолжается как говорят в
РКО (ректор ДонНТУ — председатель Донецкого отделения), между Разумом и антиразумом, то мы с нашими оппонентами воюем практически одни и тем же оружием, но у нас разные идеологии, которые своими корнями уходят в культуру. То есть мы отличаемся культурными кодами и их формирование — крайне важное дело. Священное дело!
Как сказала автор идеи нашего конкурса школьных сочинений Е.И.Рерих: <Истинно, мы живем среди самых страшных дикарей, ибо они стали цивилизованными>.
Поэтически это противостояние выразил современный поэт Всея Руси Ю.М.Ключников:
Нам их кафтан и неуклюж, и тесен
Их раздражает наш простор и вес…
Они не понимают наших песен,
А мы — их либеральный политес.
Нам скучен гвалт о пользе инвестиций,
жар биржи не живёт у нас в крови.
Душа жива погоней за жар-птицей,
тоской по правде, братству и любви.
Мы греемся в аду мечтой о рае.
Всё это тоже раздражает их,
как Русь до сей поры не умирает,
как мы ее безжалостно храним.
Мы будем жить покуда в русском поле
родная песня излучает грусть
и русская учительница в школе
нам Пушкина читает наизусть.
Желаем Победы Большому Русскому Миру!
С.Г. Джура.
От меценатов нашего конкурса из РФ: «Просто скажите, что друзья из России передают привет и пожелания мира и добра победителям конкурса и всем жителям Донбасса. И желаем им продолжать участвовать в конкурсе и дальше и приглашаем на будущий год: принять участие в конкурсе рисунков «Знамя Мира в Космосе» и в Эстафете рисунков » Под Знаменем Мира в прекрасное будущее».
Дорогие друзья! Очень радостно, что такое нужное мероприятие прошло на Донбасе. Замечательные сочинения, дети мыслят светло и красиво, правильно понимают необходимость охранения Культуры. Пусть и дальше трудятся на благо мира и добра. Очень хотелось бы, чтобы дети из России поактивнее принимали участие в этом конкурсе. Всем удачи!