Феликс Денисович Лукин

Автор: | 12.11.2017

«Кем был Феликс Денисович Лукин? Истинным Братом Человечества. Он принадлежал к той семье Подвижников, которые во все времена Истории человечества появлялись как яркие Светочи на фоне массового невежества и указывали новый путь к познанию многогранной Истины Бытия Беспредельного. Он был целителем Духа и Храма Его – человека. Знания свои он черпал из Сокровищницы Мира и Завета Древней Мудрости, сочетая их с новейшими нахождениями и прилагая к современному пониманию Огненный дух его горел единым устремлением к принесению всех сил своих на служению человечеству. Твёрдо и неуклонно строил он свой путь и своё благое дело. Никакие препятствия, никакие тёмные нападения не могли устрашить его, и в этом мужественном и добровольном принятии Крёстного Пути во имя Общего Блага он взошёл на новую ступень Лестницы Света. Истинно, он был тем, кто жизнью своею запечатлел Путь Знания». Е. И. Рерих

Феликс Денисович Лукин родился 6 февраля 1875 года в селении Малпилс Рижского уезда. Феликс учился в четвёртом классе гимназии, когда умер его отец – кормилец семьи. Теперь гимназист самостоятельно зарабатывает средства на своё содержание и оплату учёбы, а в свободные от занятий часы трудится на земельном участке отцовской усадьбы. Одной из замечательных традиций семьи Лукиных бал сбор лекарственных трав. Рецепты их применения передавались от поколения к поколению. При жизни родителей никто их не записывал, полагаясь на добрую память. И только Феликс уже в гимнастические годы стал задумываться над созданием картотеки полезных трав.
В 1894 году, успешно закончив среднее образование, Феликс Лукин поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. Об этом периоде его жизни сохранились воспоминания коллег: профессора Эдварда Калныньша и доктора О. Войта. « Со студенческих лет мне запомнился этот милый, сердечный коллега, простой в обращении и всегда готовый оказать любому помощь. В часы досуга я в нём встречал остроумного собеседника, которому не в малой степени был присущ юмор. Не помню, чтобы Феликс жаловался на трудности обстоятельств». К сказанному профессором Э. Калыньшем доктор Войт добавляет: «Феликс Лукин не удовлетворялся официальной программой университетских лекций (хотя и регулярно их посещал). Его круг интересов был значительно обширней: он занимался природоведением, изучал философию, любил литературу, интересовался трудами выдающихся поэтов Латвии, в частности Яниса Райниса и Аспазии».
В этом, несомненно, заслуга и его будущей супруги. Она родилась 13 октября 1876 года в Юмправе, в семье торговца Мелдера Милле. Одновременно с Феликсом училась в рижской гимназии имени Ломоносова. Уже в те годы у них зародилась симпатия к друг другу, которая перешла в крепкую дружбу и любовь на всю жизнь. Гимназистов объединяло стремление к познанию сущности жизни, определение миссии человека.
Феликс Лукин, окончив в 1899 году медицинский факультет Тартусского университета и приняв решение специализироваться в области глазных заболеваний, едет на стажировку в Вену, где при университете существует клиника глазных болезней. Повышал квалификацию также в Кенигсберге и Берлине.
Первое время работал в провинциях России, в мобильной бригаде Калужской губернии, где свирепствовала эпидемия очень опасной болезни глаз – трахомы. Быстро распространяясь, она охватывала целые деревни. Труд врача был изнурителен.
В 1901 году вернувшись в Ригу, доктор Лукин получил место на Рижско-Орловской железной дороге, где был главным глазным врачом. Параллельно начал заниматься частной практикой. Опубликовал несколько научных исследований.
В 1906 году у Лукиных родился первенец, сын Гаральд – будущий врач, верный помощник отца.
Началась первая мировая война. Служащих железной дороги «Рига-Орёл» эвакуировали в Витебск. Со всей округи, за сотни километров, стекались к нему нуждающиеся во врачебной помощи. Напряженный труд, порой круглосуточный, продолжался около четырёх лет. Самоотверженность доктора Лукина и выносливость его семьи трудно переоценить. В эвакуации Феликс Денисович заболел туберкулёзом, весь 1919 год лечился в Швейцарии. Изучал необычное лечение туберкулёза в Дании. Изучая глубоко природу туберкулёза, Феликс Денисович со временем пришёл к выводу об эффективности его лечения гомеопатическими средствами. Он с успехом стал применять гомеопатию в своей практике, позднее стал заниматься иридодиагностикой, ставя диагнозы по состоянию радужной оболочки глаз. Разработал оригинальные методы и препараты. Уделял большое внимание состоянию сознания пациентов, был целителем не только тела, но и духа. Множество больных из самых дальних уголков Латвии обращались к нему за помощью, часто без оплаты.
Сооснователь Латвийского медицинского общества, затем основатель( 1923 ) и председатель совета Общества борьбы с туберкулёзом. Открыл первый в Латвии туберкулёзный санаторий.
Теософией заинтересовался ещё в юности. Принял участие в проходившем в Голландии международном теософском конгрессе.
В 1923 г. Познакомился с В. А. Шибаевым, в последствии секретарем семьи Рерихов.
«Был поздний вечер, когда в дверь моей квартиры позвонил доктор Лукин, — вспоминает Владимир Анатольевич. – И прямо с порога сказал: «Слышал, что вы занимаетесь восточной философией… Мне необходимо поговорить с вами о вещах, которые меня интересуют».
«Лукин пришёл не с пустыми руками. Он принёс с собой увесистый научный труд и положил его на стол передо мной. Спросил, знаком ли мне он… Я ответил «Именно этот труд и был темой моего научного исследования». Мы сразу нашли общий язык. Уходя, доктор Лукин спросил, могу ли я ему что-нибудь дать на эту тему. И я дал ему первую книгу Живой Этики («Листы Сада Мории»). С этого времени мы стали часто встречаться, естественно, по вечерам после приёма больных. К вопросам Учения Живой Этики Феликс Денисович относился очень серьёзно. Однажды он меня поразил, прочитав на память целую страницу из прочитанной книги, и дал к ней комментарий. Уже тогда Лукин, как врач, понимал, что целый ряд болезней возникает не от внешних причин, а вследствие того, что человек неправильно ведёт себя по отношению к основным законам жизни, что причиной болезни может быть плохая мысль, зависть, вражда. Феликс Лукин стремился искренне разобраться во всём и помочь больному…»
Эта встреча стала решающей в жизни доктора Лукина. С тех пор он постоянно был связан с кружком , организованным В.А Шибаевым по совету Н.К. Рериха. Переписывался с Рерихами, в августе 1930 года в Париже встречался с Николаем Константиновичем лично. 13 октября 1930 года было зарегистрировано Латвийское Общество имени Н.К. Рериха, а Феликс Денисович Лукин стал его первым руководителем, вёл книгоиздательскую и культурно-просветительскую деятельность, читал лекции. Речь «Задачи женщины Новой Эпохи» вышла отдельной брошюрой (Jauna Lairmeta sievietes. uzdevumi. Riga, 1933 ). После встречи с Н. К. Рерихом он, по воспоминаниям сына Гаральда Феликсовича Лукина, «стремился вперёд в огненной колеснице». Идеи Живой Этики, изучение психической энергии человека и растений легли в основу его исследований. Тесное сотрудничество с Институтом Гималайских Исследований «Урусвати» необычайно помогало доктору в составлении рецептов гомеопатических лекарств и изучении их действия в синтезе с психической энергией. Денежные средства, получаемые от врачебной практики, вкладывались в научные исследования и поддержку книгоиздательской деятельности Латвийского Общества Рериха.
По обширной корреспонденции Латвийского Общества начиная с 1931 года можно проследить этапы его становления. Любые проблемы доктор Лукин и его правление решали совместно с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. В письме к Феликсу Денисовичу в 1931 году Н. К. Рерих пишет: «В Риге должно быть не только Общество, но и отделение музея. Для этого из Нью-Йорка будет послана группа моих картин». В декабре 1932 г. Обществом было получено 8 картин: «Бхагаван», «Брамапутра», «Твердыня Тибета», Этюды «Майтрейя», «Тибетский стан» и другие. Все они созданы в 1932 г. Пришли без рам, но с комментариями автора, какими они должны быть. 12 октября 1934 г. Было получено разрешение Рижской префектуры на постоянную экспозицию картин Рериха в помещении Общества на ул. Элизабетес, 21 а. С этого времени Общество стало носить название «Общество-музей им. Н. К. Рериха. В Обществе было создано несколько секций восточной философии и Живой Этики; секции «Наследие семьи Рерихов», «Пакт Рериха», «Знамя Мира», «Женское единение». Под руководством Феликса Денисовича Лукина Латвийское Общество им. Рериха заявило о себе , как об одном из ведущих центров духовной культуры. Одним из первых оно приняло участие в движении «Мир через Культуру» за принятие Пакта Рериха.
Все отмечали его исключительную человечность, отзывчивость, дружелюбие. Елена Ивановна писала: «…для нас Ф.Д. был не только сотрудником и другом, он был братом по духу, был радостью сердца. Мы знали, что там, где он, всё будет хорошо. Дух его был так предан Великому Служению и так чист во всех своих побуждениях» ( П/П-5.4.34), «Латвийское Общество под руководством незабываемого Ф. Д. так радовало нас, в нём чувствовались организованность и самодеятельность, и сотрудничество, согретое сердцем, именно те качества, которые так часто отсутствуют даже при наличии устремления и известной степени духовного развития» (П/Р-12.4.34), «Светлый Облик его может служить примером бескорыстного и пламенного Слежения… навсегда связал он свою Карму с Иерархией и с нами». (П/Ам-26.4.34).
Феликс Денисович Лукин скоропостижно ушёл из жизни 28 марта 1934 года. В дань памяти прекрасному человеку и редкой самоотверженности врачу Латвийским Обществом Рериха в 1937 году была издана книга «Свет Сердца», в которой были собраны светлые воспоминания о докторе Ф. Д. Лукине.

Фрагменты из очерка Н.К.Рериха «Доктор Ф.Д.Лукин»

На трудных и бурных перевалах какими-то неведомыми друзьями поставлены высокие камни – менгиры. Напоминают они путнику об опасностях, о долгом пути, в котором должно быть проявлено все терпение, вмещение и преданность избранной цели. Напоминают об успехе и радости.
Так же нерушимо остается память о самоотверженной деятельности Ф.Д.Лукина, в полном смысле слова положившего душу за други свои.
Как истинный ученый, вне предрассудков и суеверий, Ф.Д.Лукин бодро искал лучшие врачебные средства. Он внес в дело врачевания всю любовь и неутомимость. Он знал, когда улыбнуться и когда настоять на спасительном средстве.
Конечно, по обычаю многих веков Ф.Д.Лукину пришлось немало претерпеть от непонимания, от невежества. Но нужно было видеть, как спокойно и с каким доброжелательством он сам рассказывал о терниях пути. Он настолько далеко и светло заглядывал вперед, что лишь сожалеть мог о ненужных препятствиях… К тому же Ф.Д. понимал значение совета: «Благословенны препятствия, ими растем».
В сношениях с Ф.Д. постоянно вспоминалась благословенность. Он знал, как не расплескать этот драгоценный сосуд.
Самая высокая этика для Ф.Д. была не приказом, но зовом просветленной души. Память о таком светлом строителе не только не испепеляется в жгучем вихре времени, но, наоборот, растет в свете прекрасном. Ф.Д. по природе своей должен был быть врачом, целителем. Он был объединяющим началом, целителем сотрудничества. Для него оно было содружеством, в котором родственно сходились искавшие Света.
Ф.Д. без труда не мог жить; к нему он устремлял и всех сотрудников. При таком кормчем можно было быть спокойным за корабль. У руля был не только знающий, но преданный деятель. Ни страха, ни отступничества, ни предательства не выносил Ф.Д., ибо в нем самом не было этих зачатков тьмы. Зато каждое доброе стремление и искание радовали его. Будь это в области науки, медицины, или воздухоплавания, или искусства – двери врача доброго были открыты.
Широко был открыт взор Ф.Д.. Каждый вновь приходивший хотел открыть ему душу свою, зная, что не будет ни унижен, ни осмеян. Такое целительное ободрение жило неувядаемо в сердце Ф.Д. «Стучащемуся открой», и этот завет нес в себе Ф.Д., понимая, как открыть и как оценить стучащегося.
Когда мы узнали, что Ф.Д. стал во главе нашего Латвийского Общества, почувствовалось, что устои Общества будут прочны. Так оно и было. Умел внести Ф.Д. прочность и твердость не на время, но по существу навсегда. Могут меняться поколения, могут создаваться новые отношения и оценки мироздания, но основы культуры нерушимы, если они любовно заложены.
Встретились мы в Париже летом 1930 года. Радостна была встреча, точно бы всегда знали друг друга. В течение немногих дней можно было убедиться в ценнейших качествах Ф.Д.. Видели его энтузиастом-собеседником. Узнавали как незаменимого, всегда доброго сотрудника и восхищались глубокою культурностью, без всякого шовинизма и ограничительства. Однажды Ф.Д. имел полную возможность вспылить. Но вместо того он пришел ко мне, прося разъяснить ему нечто непонятное во встреченных людях. Он не только понял чуждую ему точку зрения, но даже благодушно согласился, вникнув в глубокие причины. Такое благодушие не было следствием равнодушия. Не мог быть холодным Ф.Д.. Но зато он умел быть справедливым, а это так редко.
Знал Ф.Д. Латвию и любил свою родину. Не узкий шовинист, но светлый труженик, он горел сердцем о Латвии и умел служить своей стране не словом, но делом. Каждый молодой новый работник радовал Ф.Д.. Так любить народ может лишь познавший истинную Культуру.
«Лев добрый» – так сказали о Ф.Д.. Оба слова о нем определительны. Отвага и мощь львиная украшены истинною добротою, деланием мудрым.

Источник:
Карклиня Инга Николаевна
Искусствовед, член Латвийского общества имени Н.К.Рериха

Добавить комментарий