История создания Пакта Рериха

Автор: | 03.10.2017

Николай Константинович Рерих

Создание новой отрасли международного права — по защите Культуры связано с именем великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. По словам выдающегося русского скульптора Сергея Коненкова, нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права.

Николай Рерих — инициатор первого в мировой истории договора о защите культурного достояния человечества в самом широком, можно сказать, всеобъемлющем значении этого понятия. Пакт Рериха защищает музеи и библиотеки, школы и университеты, театры и научные учреждения, церкви, мечети и соборы, пирамиды и античные храмы — словом, все, что посвящено искусству, образованию, науке и религии. Рерих полагал, что слово «культура» состоит из двух корней: латинского «культ» (почитание) и санскритского «ур» (свет). По его утверждению, Культура — это почитание Света, того божественного света, который светит во тьме, и никакая тьма не может его объять, Света — источника человеческой жизни. Культура, таким образом, необходимое и достаточное условие жизни и процветания государства и личности. И долгожданный прочный мир придет на землю только благодаря красоте и знанию. «Мир через Культуру», «Там, где Культура, там и Мир» — таково было убеждение Рериха.

По ширине охвата художественных и научных интересов Николая Рериха можно сравнить только с величайшими деятелями эпохи Возрождения. С самых ранних лет будущий ученый, художник, археолог и писатель, общественный деятель уже предвидел свой великий труд ради блага человечества.

Академия художеств и юридический факультет Санкт-Петербургского университета, посещение лекций на историко-филологическом факультете, постоянное самообразование дали Рериху тот синтез знаний, который необходим для новых открытий и прозрений в будущее.

С самого начала своей культурной деятельности Рерих призывает русское общество охранить великое наследие прошлого ради блага будущих поколений. По утверждению самого Николая Константиновича, его защита памятников древности, которые он называл лучшими устоями государств, известна с 1898 года: «С самого начала, буквально от моей первой картины „Гонец“, шла та же самая весть о сохранении культурных сокровищ» (письмо от 6.12.1935). Устремления Николая Константиновича защитить культуру всецело разделяет жена, Елена Ивановна. Рерих замечает: «Пусть мне скажут, кто же другой столько писал, читал лекций и активно выступал в защиту памятников творчества. Уже со времен Академии Художеств я исследовал памятники, требующие охранения. В 1903-м году мы с Е.И. объехали, можно сказать, все сердце России, запечатлевая, я — кистью, а Е.И. в пятистах фотографиях, Пантеон древнего Искусства» (там же).

Н.К. и Е.И. Рерихи

Растет авторитет Рериха в научных и художественных кругах. В 1906 году он становится во главе Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, в 1909 году его избирают академиком Императорской Академии художеств, и в 1910 — председателем художественного объединения «Мир искусства». Проводятся и его археологические экспедиции и путешествия по историческим местам России, начатые в 1894 году с Троице-Сергиевой лавры, и продолжавшиеся по 1913 год. Рерих состоит в нескольких обществах, комиссиях и комитетах, занимающихся возрождением и охраной памятников древности.

Идея договора о защите культурного наследия человечества впервые появилась у Рериха в 1904 году. В марте этого года он выступает с докладом «По Старой Руси» в Императорском Русском обществе архитекторов-художников с призывом объединить усилия ученых, художников, зодчих и писателей, широко привлекать новые молодые силы и создать единодушное, национальное движение по спасению памятников культуры.

После начала первой мировой войны, Рерих выступает со статьями, осуждающими разрушение немецкими войсками памятников архитектуры и произведений искусства. В сентябре 1914 года он направляет телеграмму президенту Франции Раймону Пуанкаре с выражением сочувствия по поводу разрушения Реймсского собора — уникального памятника готики тринадцатого века, в котором вплоть до 1825 года короновались все французские короли. В телеграмме американскому послу Чарльзу Вильсону Рерих призывает его всеми силами протестовать против преступных разрушителей.

Вскоре появляется и плакат Рериха «Враг рода человеческого», на котором изображен вандал-разрушитель — германский кайзер Вильгельм II и разрушенные немцами города — французский Реймс и бельгийский Лувен. Плакат был отпечатан в количестве шестисот тысяч экземпляров и роздан по русским воинским частям, прикреплялся он и к выдающимся монументальным строениям.

Рерих призывает Русское Верховное командование охранять культурное достояние на театре военных действий. В 1915 году он обращается с докладом к императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу, Верховному главнокомандующему российских сухопутных и морских сил. Впоследствии Николай Константинович вспоминает: «Государь всегда почитал ценность исторических памятников, и, конечно, если бы не жестокая судьба его, он продолжил бы в мировом масштабе мое предложение» (письмо от 6.12.1935).

После 1917 года Николай Константинович и Елена Ивановна с сыновьями Юрием и Святославом оказались за пределами Родины, но и в самых трудных условиях они продолжали свое служение Культуре. Спустя годы, Елена Ивановна написала сотруднице, мечтающей о создании Комитета Пакта Рериха, и дала совет не медлить с осуществлением планов: «Если мы будем думать о создании сначала комфортабельной жизни, временно поступаясь высшими заданиями, или допустим легкий компромисс, то, конечно, польза будет минимальной, ибо ко времени создания обеспеченной жизни лучшие возможности уплывут, и безвозвратно. Вспоминается мне, если бы мы в свое время слушали советы всех благонамеренных, опытных и практических умов, то мы не только бы уявились среди них, служа сторожами в банках, швейцарами в кабаках и лакеями в ресторанах, но сгнили в концентрационных лагерях или были поставлены к стенке. Но именно потому, что действовали всегда наперекор суждениям житейских мудрецов, наша ладья весело прошла все пороги и теснины и несется в полном доверии на уже виднеющийся новый простор» (письмо от 30.11.1945).

Как видим, и за границей Рерих продолжает утверждать красоту и знание. Проходят его выставки в Финляндии, Швеции, Дании и Англии. В 1920 году он пересекает Атлантику и начинает серию выставок в городах Америки — в количестве нескольких десятков. 17 ноября 1921 года Рерих учреждает в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, по образцу российской школы Общества поощрения художеств, в которой были представлены разные области творчества. 17 ноября 1923 года открывается Музей Рериха, который сразу же привлекает к себе внимание многих выдающихся представителей искусства и науки, а также государственных деятелей. Президентами-основателями Музея стали Елена Ивановна и Николай Константинович, хотя к дате официального открытия они находятся уже далеко от Нью-Йорка, в своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, продлившейся пять лет, до мая 1928 года. По окончании экспедиции Елена и Николай Рерих учреждают Гималайский научно-исследовательский институт «Урусвати», директором которого становится их старший сын Юрий Рерих.

О всемирном признании культурной деятельности Николая Рериха свидетельствует его выдвижение на Нобелевскую премию мира и сотни приветствий по случаю открытия нового здания Музея Рериха, 17 октября 1929 года. Среди приславших приветствия и почетных советников Музея можно видеть имена профессора Альберта Эйнштейна (Берлин), биолога Джагадиса Боше (Калькутта, Индия), путешественника Свена Гедина (Стокгольм), президента Перу Аугусто Легия, профессора Николая Макаренко (Киев), профессора Р. Милликана (Пасадена), архитектора А.Щусева (Москва), поэта Рабиндраната Тагора (Индия), физика Луи де Бройля (Французская Академия наук), д-ра С. Шарлети, ректора Парижского университета, принца Евгения (Швеция), короля Норвегии Хаакона, короля Бельгии Альберта, президента Франции Г. Думерга, премьер-министра Персии Мехди Хедаята (Тегеран), гавайского губернатора Л. Джадда, Г. Манойловича, президента Академии наук и искусств (Загреб, Югославия), президента Чехословакии Томаша Масарика, дирижера Леопольда Стоковского (Филадельфия), а также имена министра изящных искусств Франции, директора Института Пастера, генерального директора Пан-Американского союза, председателя Нобелевского комитета и других директоров музеев и библиотек, президентов, послов, министров из многих стран мира, включая Японию, Китай и Южную Африку.

К 1929 году Николай Рерих окончательно сформулировал свою идею международного договора об охране культурного наследия человечества. На языке современного права идею Рериха помог оформить Георгий Шклявер, доктор международного права и политических наук Парижского университета.

Проект Пакта Рериха — Международного договора о защите художественных и научных учреждений, исторических памятников, миссий и коллекций был опубликован в американской и европейской прессе и очень скоро привлек внимание известных ученых и деятелей искусства и культуры, военных, министров и глав государств. В 1929—1930 гг. было образовано четыре комитета Пакта Рериха и Знамени Мира — два в США (один из них — общественный, председатель М. Форман), в Индии (при Институте «Урусвати»), Париже (председатель М.А.Таубе, генеральный секретарь Г.Г. Шклявер) — для распространения великих идей Николая Рериха о защите культуры.

В 1930 году проект Пакта Рериха был представлен на рассмотрение в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества. В 1931 году Камилл Тюльпинк, член Королевской комиссии по охране памятников Бельгии, предложил сделать старинный город Брюгге центром для распространения идей Рериха и основал Международный союз Пакта Рериха (покровитель — М. Адачи, председатель Международного суда в Гааге).

13—16 сентября 1931 года и 8—9 августа 1932 года в Брюгге проходят Первая и Вторая международные конференции Пакта Рериха, в которых принимают участие представители государств и деятели науки и культуры. Первая конференция приняла план действий по распространению идей Пакта, в том числе среди молодого поколения. Вторая конференция, в которой приняли участие представители двадцати двух стран, постановила основать в Брюгге фонд для воплощения в жизнь идей Пакта Рериха и обратиться к различным государствам с целью признания Пакта как международного документа. В 1932 году был создан Фонд Рериха за мир, искусство, науку и труд.

Третья, самая представительная международная конференция Пакта Рериха состоялась в Вашингтоне, 17—18 ноября 1933 года. В ней приняли участие официальные представители двадцати семи государств, восемь стран прислали официальных наблюдателей. Всего же присутствовали более ста тридцати делегатов. Конференция приняла единогласное решение — рекомендовать правительствам всех стран подписать Пакт Рериха и одобрила Постоянный Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, почетными президентами которого были избраны Елена и Николай Рерих.

16 декабря 1933 года Седьмая конференция Пан-Американского союза в Монтевидео (Уругвай) единогласно приняла резолюцию, рекомендующую правительствам своих стран подписать Пакт Рериха. 19 марта 1934 года Николай Рерих направил Лео Роу, генеральному директору Союза, экземпляр Пакта Рериха для депонирования при Пан-Американском союзе.

5 сентября 1934 года состоялось организационное заседание Русского комитета Пакта Рериха в Харбине, при участии Николая Рериха. Почетным председателем Комитета был избран архиепископ Нестор, председателем — генерал Н.Л. Гондатти. Комитет Пакта был создан и в Брюсселе (председатель М. Мунк, генеральный секретарь М. Хендрикс).

К этому времени в мире существовало 75 обществ Культуры имени Рериха, и каждое из них вело работу по распространению идей Пакта Рериха и Знамени Мира, даже без учреждения особого комитета. География обществ была широкой: Латинская Америка, Франция, Болгария, Германия, Финляндия, Южная Африка, США, Латвия, Литва, Англия, Япония… В поддержку Пакта Рериха высказались многие известные деятели: Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Ромен Роллан, Рокуэлл Кент, Эптон Синклер, Леопольд Стоковский, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, президент Франции Раймон Пуанкаре, президент Чехословакии Томаш Масарик, Латвийский архиепископ Иоанн, Римский папа Пий XI, генерал-лейтенант А.П. Богаевский, атаман Всевеликого Войска Донского, маршал Франции Луи Юбер Лиоте, министр обороны, все губернаторы Бельгийских провинций и примас Бельгии, кардинал Йозеф Эрнест ван Руй, лауреат Нобелевской премии поэт Рабиндранат Тагор, президент Латвии А. Квиесис, министр иностранных дел Литвы С. Лазорайтис, испанский министр народного образования Хосе Кастильо и другие уважаемые лица. Также Пакт широко поддержали женские организации, университеты, музеи, библиотеки, академии из разных стран мира.

Идеи Рериха о защите культурного наследия человечества получили мировое признание и поддержку. Отклики на Пакт приходили со всех континентов, не только из европейских стран, пострадавших от разрушений первой мировой войны, но даже из Кении и Египта. Общее настроение откликов было следующим: почему этого не было сделано раньше, тогда бы наши города, храмы, музеи выглядели по-другому! Таким образом, вокруг Пакта Рериха объединились культурные силы человечества, в надежде охранить то, чем живет мир — Веру, Красоту и Знание. Это была настоящая общественная инициатива, поддержанная мудрыми военными и политическими деятелями. Гениальная идея Рериха была понятной для всех. Пакт Рериха не требует специального юридического образования, чтобы разобраться в его положениях.

Первое. Пакт Рериха защищает все без исключения объекты, посвященные науке, образованию, искусству, религии, все памятники истории и архитектуры. Это может быть сельская школа или церковь, небольшой музей или районная библиотека — они охраняются так же, как и мировой шедевр — гордость культурного наследия, причем независимо от формы собственности и государственной принадлежности.

Второе. Пакт Рериха не признает так называемой военной необходимости. Объекты культуры, не используемые в военных целях, не могут быть атакованы ни при каких условиях — это называется «безусловной» защитой.

Третье. Все, кто работают в культурных учреждениях, являются нейтральными лицами. Их нельзя арестовать или преследовать во время войны.

Четвертое. Государство берет на себя обязательство охранять национальные и иностранные культурные объекты как в военное, так и в мирное время.

Пятое. Нарушители договора будут преследоваться в судебном порядке. Отметим, что Николай Рерих был сторонником такой нормы международного права, как компенсаторная реституция. Рерих полагал, что страна, уничтожившая культурные ценности другой страны в ходе вооруженного конфликта, обязана возместить причиненный ущерб не деньгами, а равноценными культурными ценностями из своих музеев. Примеры компенсаторной реституции уже были в истории: после первой мировой войны по Версальскому мирному договору Германия была обязана пополнить библиотеку разрушенного ею Лувенского университета за счет своих библиотечных фондов.

Шестое. Над охраняемыми объектами должно быть установлено Знамя Мира, как знак неприкосновенности и уважения.

15 апреля 1935 года начался новый этап в истории всего человечества — Культура была провозглашена главной ценностью жизни. Пакт Рериха был принят и предложен для подписания всем народам мира. Торжественная церемония прошла в Вашингтоне, в Белом доме. Пакт Рериха был официально подписан представителями двадцати одной страны: Бразилия, Аргентина, Боливия, Чили, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, США, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Уругвай, Парагвай, Перу, Колумбия и Венесуэла поставили свое культурное достояние под защиту Знамени Мира.

В 1948 году, в первый же год своей независимости, по инициативе премьер-министра страны Джавахарлала Неру Пакт Рериха подписала Индия.

Сегодня жизнь меняется стремительно. Люди покоряют вершины и земные, и космические, но и на пороге новой эпохи человек все так же нуждается в красоте, знании и высокой культуре. Но, к сожалению, все так же продолжается разрушение памятников культуры, оно стало даже более масштабным. И сердце и ум человека вновь ищут способы спасти красоту, а значит, саму планету и жизнь. Великий вождь Культуры Рерих давно предвидел нужду человечества в создании прекрасного и в его надежном охранении. Идеи Рериха обогнали время, и в наши дни его Пакт о защите культурных ценностей, Знамя Мира являются тем спасительным маяком, огонь которого никогда не гаснет и дает человечеству надежду на спасение, на счастье, на лучшее будущее.

Мария Скачкова, Елена Тарасенко.
Музей Знамени Мира имени Рериха. Екатеренбург, «Звезды гор», 2016 г.

Добавить комментарий